Опорные методические площадки учреждений дополнительного образования детей и молодежи Витебской области

Современная система дополнительного образования детей и молодежи характеризуется реализацией новых образовательных проектов и инициатив, технологий и моделей организации образовательного процесса, эффективных практик воспитания и развития личности учащихся, расширением информационно-образовательной среды и инновационного методического пространства. Значимый вклад в развитие региональной системы дополнительного образования детей и молодежи вносят опорные методические площадки.

В рамках республиканского методического кластера в Витебской области действует 15 опорных методических площадок по трем инновационным областям, созданных на базе 12 учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Сегодня опорные методические площадки – это пространство инициативы, апробации инновационных проектов и творческих идей, продвижения перспективных начинаний и новых направлений в сфере дополнительного образования детей и молодежи. Их деятельность ориентирует методические службы области на эффективное использование регионального научно-методического потенциала, интеграцию методических и информационных ресурсов для инновационного развития и повышения качества дополнительного образования детей и молодежи.


Презентация опыта реализации кластерной региональной модели методической деятельности по повышению качества дополнительного образования детей и молодежи



Демонстрация инновационных портфелей «Опорная методическая площадка – региональному сообществу»
Трансляция деятельности региональных опорных методических площадок в рамках онлайн-заседания республиканской научно-методической секции руководителей методических служб учреждений дополнительного образования детей и молодежи «Использование интернет-пространства в дополнительном образовании детей и молодежи»
Методический мост с участием руководителей опорных методических площадок Витебской и Гомельской областей, г. Минска

Опорные методические площадки ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»




Архив

Презентация инновационной деятельности методических служб учреждений дополнительного образования детей и молодежи Витебской области


Областная методическая акция «Учреждения дополнительного образования детей и молодежи:совместными усилиями к новому качеству образования»:

Областной фестиваль-конкурс методических формирований «Профессионализм. Компетентность. Творчество»:


Областной методический форум «Учреждения дополнительного образования детей и молодежи: инновационный путь развития»

Областная акция «Учреждения дополнительного образования детей и молодежи Витебщины: история и современность»:


Аннотированный перечень материалов опорных методических площадок

Инновационная область «Программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи»

№ 

п/п

Методическая

продукция

Аннотация

 
ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»
Адрес: 210602, г. Витебск, пр-т Фрунзе, 94
Директор: Андреев Дмитрий Анатольевич
телефон: (0212) 68 30 23; (0212) 68 86 33

Тема: Внедрение модели образовательного процесса с повышенным уровнем изучения дисциплин в учреждении дополнительного образования детей и молодежи

1

Инновационный проект «Внедрение модели образовательного процесса с повышенным уровнем изучения дисциплин в учреждении дополнительного образования детей и молодежи»/ сост. авторский коллектив Инновационный проект направлен на разработку и внедрение оптимальной модели образовательного процесса с повышенным уровнем изучения дисциплин в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. В основе модели—создание и реализация программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения дисциплин.

2

Документальное сопровождение реализации республиканского инновационного проекта  «Внедрение модели образовательного процесса с повышенным уровнем изучения дисциплин в учреждении дополнительного образования детей и молодежи»/сост. Харитонова Н. П., Шорник И. Л., методисты В сборнике представлены локальные нормативные документы, регламентирующие  деятельность Витебского областного дворца детей и молодежи по реализации республиканского инновационного проекта: приказы, календарные планы, планы заседаний и инструктивно-методических совещаний рабочей группы проекта, положение о мониторинге результативности внедрения модели, правила проведения аттестации учащихся, отчет об итоговых результатах.

3

Научно-методическое обеспечение реализации республиканского инновационного проекта/ сост. Харитонова Н. П., Шорник И. Л., методисты В сборнике представлены материалы по научно-методическому обеспечению реализации республиканского инновационного проекта, в которых раскрываются организационно-содержательные аспекты организации управленческой и научно-методической деятельности в рамках внедрения инновации

4

Инновационная деятельность как ресурс развития дополнительного образования детей и молодежи: сборник материалов/сост. Горбодей Г.В., зав отделом;  Харитонова Н.П., методист Сборник содержит материалы педагогического совета Витебского областного дворца детей и молодежи по итогам реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели образовательного процесса с повышенным уровнем изучения дисциплин в учреждении дополнительного образования детей и молодежи».

5

Музыкальная грамота: учебно-методическое пособие./сост. Борщова О.С., методист. Фалькович О.А., педагог дополнительного образования В сборник включены программа объединения по интересам «Образцовый вокально-хоровой коллектив «Двина» с повышенным уровнем изучения образовательной области «Хоровое искусство» и учебно-методические материалы по реализации раздела программы «Музыкальная грамота». В пособии представлены теоретические аспекты, практические и творческие задания для учащихся.
 
ГУДО«Оршанский районный центр творчества детей и молодежи»
Адрес: 211391, г. Орша, ул. Советская, 15
Директор: Котова Валентина Петровна
телефон: (0216) 21 84 82

Тема: Организация работы ресурсного центра «Методическое обеспечение образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи

1

Ресурсный центр как форма развития профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров: сборник методических материалов/ сост. Бакановская Т.В., зам. директора

В сборнике представлены материалы по организации деятельности ресурсного центра «Методическое сопровождение образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи»: планирующая документация, аналитические и  информационно-методические материалы, методические разработки семинаров и практикумов для педагогических работников учреждений образования –участников ресурсного центра.

2

Практический блокнот педагога дополнительного образования/сост. Сенчило Е.И., педагог дополнительного образования

В сборнике представлены материалы из опыта работы педагога дополнительного образования,  руководителя инструментального ансамбля. Материалы сборника содержат модель педагогической деятельности, раскрывают основные подходы к организации образовательного процесса в объединении по интересам.

3

Практико-поэтический журнал «Четверг». Материалы из опыта работы педагога дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

Журнал содержит материалы из опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя школы поэзии «Лотос» по гражданскому воспитанию учащихся: раскрывается сущность, определяются наиболее эффективные формы, методы и средства гражданского воспитания в школе поэзии «Лотос».

4

Методическая разработка занятия инструментального ансамбля «Ладушки» по теме «Белорусские народные танцы»/ сост. Сенчило Е.И., педагог дополнительного образования,

Занятие разработано в рамках реализации образовательной программы инструментального ансамбля «Ладушки» для учащихся младшей группы 3-4 года обучения. Возраст учащихся 9-11 лет. Для активизации познавательной и творческой активности учащихся использовалась такая форма занятия как этнодискотека, что позволило педагогу в современном ключе представить и развить тему и содержательный компонент занятия — белорусские народные танцы.

5

Методическая разработка занятия кружка «Смайл и К» по теме «Познай самого себя»/сост. Морозова О.Г., педагог дополнительного образования

Занятие разработано в форме интерактивной игры «Кастинг на киностудии» в рамках реализации образовательной программы кружка общения «Смайлик» (раздел «Каждый человек уникален и ценен»). Тема и содержание занятия раскрывается через использование таких методов и приемов работы, как интерактивные игры, элементы психологических тренингов, коммуникативные игры, творческие задания.

6

Материалы из опыта реализации образовательной программы социально-педагогического профиля кружка «Смайл и К»/сост., Морозова О.Г., педагог дополнительного образования

В сборнике представлена образовательная программа кружка общения «Смайл и К», методические разработки занятий по разделам программы.

7

Учебно-методический комплект образовательной программы школы раннего эстетического развития «Родничок»/ сост. Сенчило Е.И., Шестакова М.В., педагоги дополнительного образования

В сборнике представлены учебно-методические комплекты модулей «Инструментальное творчество», «Вокальное творчество» образовательной программы школы раннего эстетического развития «Родничок». Учебно-методические комплекты включают методические разработки занятий, дидактические материалы.

8

Поэтическое творчество: методы и приемы организации образовательного процесса/сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

В сборнике раскрываются особенности использования различных методов и приемов организации образовательного процесса в объединении по интересам по направлению «Поэтическое творчество», обозначены условия применения на различных этапах занятия.

9

Интерактивный альбом-игра для учащихся младшего школьного возраста «Краски моей Родины»/сост. Бакановская Т.В, заместитель директора по УМР

Интерактивный альбом — игра «Краски моей родины» является дидактическим материалом для работы с учащимися младшего школьного возраста. Основой игры являются работы учащихся  студии изобразительного искусства «Серпантин». Каждый рисунок сопровождается заданием, игрой или комментарием познавательного характера. Рисунки и задания к ним делятся на четыре тематические группы в соответствии с содержанием системы гражданских знаний младших школьников: социальные сведения; сведения о жизни белорусского народа, культуре, традициях белорусов; природоведческие сведения;  сведения из истории Республики Беларусь.

10

Методическая разработка  мастер-класса  «Использование метода эмпатии как средства создания художественного образа»/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

В методической разработке раскрываются особенности использования метода эмпатии на занятии в объединении по интересам художественного профиля; наглядно демонстрируются методы активного профессионального взаимодействия.

11

Методическое пособие «Мастер жанра»/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

 

Пособие включает характеристику поэтических жанров: дается определение жанра, раскрываются сюжетные и структурные особенности, представлены поэтические произведения для анализа.

12

Сборник «Занимательное стихосложение»/сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

Литературный материал  сборника  дает возможность рассмотреть особенности различных поэтических жанров.

Сборник предназначен для учащимся объединений по интересам по направлению «Поэтическое творчество».

13

Дидактическое пособие «Метафорические карты       «Стих и Я»/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

Дидактическое пособие «Метафорические карты «Стих и Я»» —   это  материал,   похожий  на  игру,   который  может  использоваться  как в образовательном процессе объединения по интересам, так и при организации досуговой деятельности.     Метафорические карты представляют собой обобщенный образ чувства или ситуации,   возникающий из  взаимодействия  образов   и  слов   и постоянно  создающий новые смыслы.  Дидактическое пособие включает два набора, в каждый из которых входит 25 карт. Первый набор состоит из карт со словами-метафорами, второй – из картин художницы Анастасии Столбовой.

14

Дидактическое пособие «Жанровый веер»/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

Пособие представлено в форме веера, который состоит из 40 жанровых лепестков, где представлены поэтические произведения русской и зарубежной классики, необходимые для изучения раздела «Жанры поэзии» образовательной программы школы поэзии «Лотос».

Дидактическое пособие применяется на этапе знакомства учащихся с особенностями жанров поэзии. Стихотворения могут использоваться для чтения педагогом или учащимися; обзорного или детального анализа, иллюстрации вариантов написания стихотворений определенных жанров.

15

Набор памяток «Алгоритм анализа поэтического произведения»/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образования

Памятки включают алгоритмы для анализа стихотворений с различных позиций: содержание, использования изобразительно-выразительных средств языка, структуры и т.д.

16

Дневник творческих достижений учащихся/ сост. Шамалова М.И., педагог дополнительного образовани

Дневник — одна из форм  фиксирования, отслеживания и демонстрации достижений учащихся при освоении раздела «Поэтические жанры» образовательной программы школы поэзии «Лотос».

Дневник предназначен для организации образовательного процесса в объединениях по интересам по направлению «Поэтическое творчество».

17

Современное занятие в кружке «Оригами»: эффективно, познавательно, интересно. /сост. Морозова О.Г., педагог дополнительного образования

В сборнике представлены материалы из опыта реализации образовательной программы кружка «Оригами»: методические разработки занятий, воспитательных мероприятий, дидактические материалы.

Инновационная область «Обобщение передового педагогического опыта как условие эффективного методического взаимодействия УДОДиМ»

Этнокультурное воспитание в условиях УДОДиМ

№ 
п/п
Методическая продукция
Аннотация
 
ГУДО «Центр детей и молодежи Витебского района»
Адрес: 211304, Витебский район, аг. Кировская, ул. Мира, 1а
Директор: Пузыревская Елена Генриховна
телефон: (0212) 64 84 68
 
Тема: Воспитание личности на основе культурно-исторического наследия региона
 
1
Выхаванне асобы грамадзяніна і патрыёта на аснове культурна-гістарычнай спадчыны рэгіёна: зборнік метадычных матэрыялаў / аўт.-склад.Н.Р.Прыгожая, нам.дырэктара па
У зборніку прадстаўлены матэрыялы, якія раскрываюць патрыятычнае выхаванне дзяцей і моладзі на аснове вывучэння, захавання і развіцця гісторыі і культуры Віцебскага раёна. Прапаноўваюцца матэрыялы з вопыту работы педагогаў дадатковай адукацыі па накірунку дзейнасці (фальклор, культурна-масавая работа).
2
Культурна-гістарычны фальклорна-абрадавы праект «Народны фэст» / аўт.-склад.Н.Р.Прыгожая, нам.дырэктара па
З мэтай патрыятычнага выхавання дзяцей і моладзі на аснове рэгіянальных народных традыцый створаны культурна-гістарычны фальклорна-абрадавы праект «Народны фэст», у рамках якога ажыццяўляецца вывучэнне, захаванне і развіцце народных абрадаў, святаў, традыцый, гульняў жыхароў Віцебскага раёна праз актыўную культурна-дасуговую дзейнасць. Праект з’яўляецца доўгатэрміновым і складаецца з некалькі этапаў:
1 –стварэнне макетаў архітэктурных помнікаў Віцебскага раёна XVIII-XX стагоддзяў (музея-сядзібы І.Рэпіна «Здраўнёва», сядзібы «Мілае», будынкаў земляробчай школы, Тадулінскага Свята-Ўспенскага манастыра, Свята-Васкрасенскай царквы);
2–творчая прэзентацыя старажытных народных абрадаў і святаў;
3 –прэзентацыя народных рамёстваў і нацыянальнага касцюма рэгіянальнага характару;
4–прэзентацыя абрадаў і святаў народаў, якія пражываюць на тэрыторыі Віцебскага раёна.
3
Праграма аб’яднання па інтарэсах «Абрадавыя традыцыі беларускай вёскі» / склад.Н.Р.Прыгожая, нам.дырэктара
Змест праграмы раскрывае вывучэнне народных традыцый, побыту беларусаў і мясцовых асаблівасцей в. Сушчова Віцебскага раёна)
Праграма разлічана на 2 гады вывучэння.
Узрост дзяцей: 10-12 гадоў.
4
Зборнік сцэнарыяў народных каляндарна-абрадавых святаў “Ой, дзе Купала начавала?” / склад.Нікіціна Л.К., загадчык аддзела
У зборніку прадстаўлены народныя фальклорна-абрадавыя святы згодна каляндарнага цыкла: вясновыя-зімовыя-летнія-восеньскія. Сцэнарыі  складзены для пастаноўкі народных святаў з удзелам  дарослых і дзяцей ва ўстановах адукацыі Матэрыял носіць высокі патэнцыял для выхавання патрыятызму і грамадзянскасці  дзяцей і моладзі на аснове рэгіянальных традыцый.
5
Сборник методических материалов «Образовательный проект как фактор развития творческих способностей учащихся на занятиях объединения по интересам «Керамика»» / сост. Шумович Н.Л., педагог дополнительного образования
Сборник методических материалов  «Образовательный проект как фактор развития творческих способностей учащихся на занятиях объединения по интересам «Керамика»» раскрывает сущность   народного ремесла (гончарства и лепки из глины) и представляет опыт работы объединения по интересам по изготовлению керамических изделий.
6
«Мы тоже не лыком шиты»: методическая разработка учебного занятия объединения по интересам «Мозаика» / автор-сост. И.И.Кротова, педагог дополнительного образования
Методическая разработка занятия «Мы тоже не лыком шиты» раскрывает историю,  традиции, способы изготовления сувенирных лаптей, способствует развитию творческого воображения детей, привитию любви к народному искусству.
7
Эффективная организация работы объединения по интересам «В мире кукол» как условие развития творческого потенциала детей и молодежи: сборник методических материалов / сост. И.М.Рябцева, педагог дополнительного образования
В сборнике методических материалов раскрываются особенности организации и планирования работы объединения по интересам «В мире кукол». Занятия кружка направлены на развитие у учащихся художественно-эстетических способностей, навыков работы с декоративно-прикладным материалом.
 
ГУДО «Поставский районный центр детей и молодежи»
Адрес: 211875, г. Поставы, ул. П. Морозова, 33а
Директор: Пушкарь Леокадия Михайловна
телефон:(02155) 4 23 32
 
Тема: Этнакультурнае выхаванне навучэнцаў аб’яднанняў па інтарэсах мастацкага профілю
 
1
Выкарыстанне элементаў этнакультуры ў дзейнасці дзіцячых аб’яднанняў па інтарэсах мастацкага профілю/ склад. А.В.Малькевич, метадыст
Зборнік прысвечаны пытанням выкарыстання этнакультурнага кампаненту ў дзейнасці аб’яднанняў па інтарэсах дэкаратыўна- прыкладной і музычна- харэаграфічнай творчасці, пры правядзенні масавых мерапрыемстваў, уключае метадычныя рэкамендацыі па дадзенай праблематыцы.
2
Краязнаўчы адукацыйна-выхаваўчы праект «Спадчына маей радзімы» у дзейнасці аб’яднанняў па інтарэсах мастацкага профілю/ склад М.Г.Мышко, намеснік дырэктара
Адукацыйна-выхаваўчы праект з’яўляецца часткай сістэмы работы па далучэнню дзяцей і моладзі да нацыянальнай культуры, этнакультурных традыцый і гісторыі Пастаўскага раену на аснове рэгіанальных асаблівасцей.
3
История возникновения, виды, смысловое значение орнамента: методическая разработка учебного занятия объединения по интересам «Вязание крючком»/сост. И.А.Богушевич, педагог дополнительного образования
В методической разработке представлен план-конспект учебного занятия на тему «История возникновения, виды, смысловое значение белорусского орнамента». Данная тема занятия является одной из тем образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи «Вязание крючком». Занятие рассчитано для учащихся 10-14 лет
4
Сборник  методических материалов в помощь педагогам дополнительного образования объединений по интересам фольклорного направления/ сост. О.В.Малькевич, методист
Сборник содержит ряд методических рекомендаций по организации работы в объединениях по интересам фольклорного направления, нацеленной на изучение самобытности песенных традиций Поставского района, сохранение песенного наследия края, а также материалы  для практических занятий (сценарные разработки мероприятий, сборник текстов фольклорных песен, аудио-сборку народных песен (на СD диске))
 
ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи»  
Адрес: 210001, г.Витебск, ул. Космонавтов, 2
Директор: Большакова Наталья Евгеньевна
email: vgcdt@mail.ru
телефон: (0212) 67 65 44

Тема: Воспитание личности на основе культурно-исторического наследия региона

1

Ознакомление учащихся с традициями белорусских ремесел и способы поддержания интереса детей к народному творчеству: сборник творческих работ / сост. Ю.В.Иванова, зам директора, Л.В.Егорова, зав отделом

В данный сборник включены выступления из опыта работы педагогов по сохранению и развитию народного искусства в системе дополнительного и общего среднего образования, ознакомлению учащихся с традициями белорусских ремесел и способами поддержания интереса детей к народному творчеству.

2

Воспитание активной гражданской позиции посредством изучения традиций белорусской народной культуры: материалы из опыта работы /сост. Ю.В.Ивановой, зам директора, Л.Ф.Милющенко, зав УМК

Материалы раскрывают участие педагогов и учащихся центра в реализации межведомственного культурно-туристического проекта «Скарбнiца», направленного на изучение календарно-обрядовых праздников посредством включения их в творческо-исследовательскую деятельность.

3

Сохранение традиций: сборник мастер-классов по декоративно-прикладному искусству / сост. Р.С.Степанова, зав отделом, Н.И.Смолякова, С.В.Сапко, педагоги дополнительного образования

В сборнике представлены материалы по трансляции опыта и методические разработки мастер-классов. В них отражаются разновариативные подходы в обучении учащихся белорусским народным ремеслам (маляванка, работа с соломкой, текстильная обрядовая кукла), направленные на изучение, сохранение и развитие белорусской национальной культуры в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

4

Научно-исследовательская деятельность как средство воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащегося: сборник материалов городской научно-практической конференции учащихся /сост. Л.Ф.Милющенко, зав УМК, Л.В.Егорова, зав отделом

В сборник включены лучшие научно-исследовательские работы учащихся, материалы по подготовке и проведению городской научно-практической конференции «Город, парящий над Двиной». На примере ее организации раскрывается суть научно-исследовательской деятельности учащихся и ее значение в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

5

Социальное партнерство как фактор успешной социализации личности учащихся: сборник методических материалов  /сост. Л.Ф.Милющенко, зав.УМК, Ю.В.Иванова, зам директора

В сборнике представлены материалы по итогам проведения семинара педагогов дополнительного образования «Социальное партнерство как средство повышения качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи», в которых изложены возможности использования технологии проектной деятельности как фактора успешной социализации личности учащихся на примерах социального сотрудничества с учреждениями культуры города (ТЗО «Белорусский театр «Лялька», УК «Витебский областной краеведческий музей», туристическая фирма «Илва»).

Сборник включает документацию проектов и отчет об их реализации в форме видеофильма.

 
ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи»
Адрес: 211400, г. Полоцк, ул. Франциска Скорины, 8
Директор: Стреленко Ирина Николаевна
телефон: (0214) 42 26 44

Тема: Воспитание личности на основе культурно-исторического наследия региона

1

Творчество юных – родному городу!: проект, посвящённый 1150-летию г.Полоцка/сост. Синегубова А.С., зам. директора

Проект «Творчество юных – родному городу!»  разработан с целью наиболее эффективного проведения  мероприятий, посвящённых 1150- летию г.Полоцка. В сборник включены: проект, модель сотрудничества центра со структурами города, план по реализации проекта, информация по его итогам и результаты социологического опроса участников проекта.

2

Полоцкие лабиринты:методические рекомендации по организации и проведению интерактивного краеведческого квеста/сост. И.В. Улосевич зав. отделом;Е.С.Богданович, В.Ф. Подагель, методисты

В сборнике представлены  методические материалы по организации и проведению интерактивного краеведческого квеста «Полоцкие лабиринты». Данная разработка включает: положение об игре, письма участникам трёх туров, вопросы-задания каждого тура, образцы маршрутной книжки и сертификата участника игры.

3

Инициатива молодёжи на благо родного города: сборник методических материалов по итогам проведения фестиваля детских и молодежных инициатив  «За нами  будущее /сост. Н.П. Слепцова, зав. УМК, С.О. Королёнок, методист

В сборнике представлены материалы из опыта работы учреждений образования г. Полоцка по итогам городского фестиваля детских и молодёжных инициатив  «За нами будущее!» в рамках проекта «Творчество юных – родному городу!», посвященного 1150-летию города. В сборник вошли организационно-методические материалы (программа проблемно-практического семинара педагогов-организаторов, методические рекомендации «Социальное проектирование», положение о фестивале и сценарий его проведения) и проекты победителей фестиваля детских и молодёжных инициатив.

4

Интегрированный проект «Ратуша времени»/сост. Е.В. Прокопчик, методист

В данном сборнике представлены материалы по итогам реализации интегрированного  проекта «Ратуша времени» из опыта работы объединений по интересам технического и художественного профилей Полоцкого районного центра детей и молодёжи.

5

Страницы творчества – родному городу:  сборник методических материалов из опыта работы клуба юных журналистов «Слово за нами»/сост. И.П. Волчек, педагог дополнительного образования

В сборнике представлены материалы, раскрывающие деятельность клуба юных журналистов по реализации городского проекта «Творчество юных – родному городу», посвящённого 1150 — летию г.Полоцка.

Сборник содержит визитную карточку клуба, план работы, конспект занятия с использованием современных педагогических технологий, сценарий литературной гостиной «Мой город – в моём сердце» совместно с представителями общественного объединения «Литературный союз «Полоцкая ветвь», рекламную продукцию клуба, номер газеты «Слово за нами», статьи об участии юных полочан в юбилейном проекте и инициативах юных журналистов по благоустройству родного города.

6

Творчы праект «Ад вытокаў — у будучыню»/ сост. Г.С. Фомина, зав. отделом, Богданович Е.С., методист

В основе проекта — использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа. Проект знакомит с народными традициями, праздниками, обрядами  в соответсвии с порами года: Каляды, Масленица, Сороки, Комоедица, Гуканне вясны, Сёмуха, Русальная неделя, Купалье, Яблочный и Медовый спас, Богач, Покров, Деды. Финалом проекта является районный фестиваль народной культуры.

Инновационная область «Совершенствование методической работы по непрерывному персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров»

№ 

п/п

Методическая продукция

Аннотация

 
ГУДО «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка»
Адрес: 211440, г. Новополоцк, ул. Я. Коласа, д.12     
Директор: Садовская Алеся Григорьевна
сайт: ddm.edunp.by
телефон: (0214) 32 07 33

Тема:  Учебно-методический кабинет УДОДиМ как организационно-методический центр развития профессионализма и творчества педагогов

1

Заседание методической гостиной:  круглый стол с элементами сюжетно-ролевой игры «Кухня педагогических рецептов»/ сост. Л.В.Лапенко, зав. отделом

В сборнике представлен сценарий проведения заседания методической гостиной в форме круглого стола с элементами сюжетно-ролевой игры (кухня). Руководители методических формирований \дворца на «педагогической кухне» делятся секретами своего «кулинарного» искусства, методами (рецептами) совершенствования работы по повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, готовят итоговое заседание (кулинарное изделие)  методического объединения.

2

Педсовет-интервью «Эффективное учебное занятие объединения по интересам как основной фактор успешной образовательной деятельности» / сост. И.В. Быкова, зам.директора

В сборнике представлены материалы педагогического совета, выступления педагогических работников дворца из опыта работы по проектированию эффективного учебного занятия в объединении по интересам учреждения дополнительного образования.

3

Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, новизна, перспективы: сборник методических материалов из опыта работы/ сост. Л.В. Лапенко, зав.отделом

Сборник содержит материалы педагогического совета, которые раскрывают технологии, формы и методы педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, пути формирования социально-активной личности, практику работы по организации гражданско-патриотического воспитания на занятиях в объединениях по интересам, по проведению массовых мероприятий.

4

Практико-ориентированный проект «Учить — значит учиться!»/ сост. Г.И.Шалтан, зав.УМК

Сборник содержит материалы теоретического и практического плана, отражающие работу Школы совершенствования педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Шаг к мастерству». Описывается механизм реализации проекта, раскрываются основные направления работы методического формирования по повышению профессионального уровня педагогов, прилагаются планы и разработки заседаний Школы педагогического мастерства.

5

Новые горизонты творчества в работе методического формирования педагогов дополнительного образования «Союз творческих сил» / сост. А.Г. Канцыял, методист

В сборнике представлена модель повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования, содержатся теоретические и аналитические материалы из опыта работы методического формирования «Союз творческих сил» отдела музыкально-хореографического творчества дворца.

 
ГУДО «Лепельский районный центр детей и молодежи»
Адрес: 211174, г. Лепель, ул. Советская, 39
Директор: Чуро Алла Петровна
телефон: (02132) 4 49 16

Тема: Развитие форм интерактивного обучения педагогов на базе сетевых информационно-коммуникационных образовательных технологий

1

Развитие форм интерактивного обучения и сетевого взаимодействия педагогов дополнительного образования на базе сетевых информационно-коммуникационных образовательных технологий: сборник материалов/сост. А.П. Чуро, зам. директора

В сборнике представлены материалы по трансляции опыта на Республиканской научно-практической конференции «Формирование и развитие моделей методического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи» и  областной научно-практической конференции педагогических работников «Региональная система управления качеством образования: теория, практика, перспективы» по созданию и организации работы сети блогов «Будь в эпиЦентре!» (индивидуальные педагогические блоги, учебно-методический блог «Методическая шкатулка»).

В сборник включены памятки для педагогов «Руководство по началу работы с Blogger:. пошаговое руководство по созданию блога» и  «Работа с Blogger: пошаговое руководство по работе с блогом» (создание сообщений, страниц, работа с гаджетами, дизайн блога).

 
Филиал «Созвездие» государственного учреждения образования  «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Адрес: 211015, г. Витебск, ул. Жесткова, 19
Заведующий филиалом: Гоффарова Инна Александровна
телефон: (0212) 47 23 06

Тема: Внедрение системы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических кадров как фактор достижения нового качества дополнительного образования детей и молодежи

1

Педагог, вдохновляющий на творчество: сборник материалов из опыта проведения недели педагогического мастерства педагогов  отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества/сост. Т.А.Колтунова, зав.отделом; О.В.Мешкова, Н.А.Яковлева, методисты

В сборнике представлены материалы по трансляции опыта и методические разработки мастер-классов, презентованные педагогами дополнительного образования в рамках недели педагогического мастерства. В них отражаются разновариативные подходы в обучении учащихся белорусским народным ремеслам (маляванке, керамике, ткачеству, работе с соломкой), направленные на изучение, сохранение и развитие белорусской национальной культуры в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

2

Память сердца: материалы из опыта реализации творческо-исследовательского проекта / сост. Т.В.Кавака, зав. отделом, Ю.М.Рожкова, методист

Сборник «Память сердца» состоит из двух частей. В 1-ой части сборника представлены материалы  из опыта реализации творческо-исследовательского проекта «Память сердца», раскрывающие систему работы педагогов дополнительного образования по гражданскому и патриотическому воспитанию в объединениях по интересам отдела эстетической и организационно-воспитательной работы. Во 2-ой части сборника представлены информационные материалы об истории создания известных вокальных произведений военных и послевоенных лет с нотным приложением, составленные по итогам творческо-исследовательских деятельности педагогов.

3

Педагогическое пространство центра творчества детей и молодежи: образование, развитие, творчество: сборник информационных материалов / сост. Г.А.Астравнёва, методист, И.В.Дук, культорганизатор

В сборнике изложена краткая история центра творчества детей и молодежи Октябрьского района г.Витебска, рассказывается о педагогах, традициях, достижениях центра. Представлены воспоминания ветеранов педагогического труда, сотрудников и воспитанников учреждения дополнительного образования. Все материалы посвящены празднованию 30-летия со дня основания центра.

4

Персонифицированное повышение профессионального мастерства педагогических кадров в рамках работы методического объединения педагогов дополнительного образования: материалы из опыта работы/сост. Т.А.Колтунова, зав. отделом, О.В.Мешкова, методист

В сборнике раскрывается система работы, основные подходы и содержание методической деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества в рамках работы   методического объединения. Представленные практические материалы включают: анкеты для педагогов, планы работы, положение о Школе дистанционного обучения педагогов «Вектор», описание конкретных методик.

 
ГУДО «Витебский областной Дворец детей и молодежи»
Адрес: 210602, г. Витебск, пр-т Фрунзе, 9
Директор: Андреев Дмитрий Анатольевич
сайт: www.centers.by
телефон: (0212) 68 30 23; (0212) 68 86 33

Тема: Инновационные модели методического взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей и молодежи

1

Областная лаборатория как научно-методический центр региональной системы дополнительного образования детей и молодёжи/сост. ХаритоноваН.П., БабахинаВ.А., методисты

В сборнике представлен опыт работы областной очно-заочной научно-методической лаборатории как системообразующего центра научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодёжи, раскрываются пути взаимодействия с методическими службами в формировании единого регионального методического пространства, основные направления, организационно-содержательные аспекты и формы обновления и совершенствования методической деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи области.

2

Организационно-содержательные аспекты деятельности методиста учреждения дополнительного образования детей и молодежи: методическое пособие/сост. ХаритоноваН.П., БабахинаВ.А., методисты

В методическое пособие включены материалы, раскрывающие сущность, специфику, особенности и технологии методической деятельности в системе дополнительного образования детей и молодежи, направленные на повышение уровня профессиональной компетентности методических кадров в области предметно-методической подготовки, обогащение их профессионального методического инструментария. В предлагаемом издании размещены материалы разного характера—разъясняющие значение терминов, содержащие информацию, рекомендации и советы по организации отдельных направлений профессиональной методической деятельности, основанные на достижениях педагогической науки и практического опыта.

3

Проблемный анализ результативности участия учреждений дополнительного образования детей и молодежи в областных выставках-конкурсах научно — методических материалов и педагогического опыта на основе ретроспективного мониторинга/ сост. ХаритоноваН.П., методист

В сборнике представлены информационно-аналитические материалы по итогам проведения ретроспективного мониторинга результативности выставочной деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи как комплексной формы анализа и оценки научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи в области.

4

Управленческая компетентность руководящих кадров как фактор эффективной профессиональной деятельности: сборник серии «Педагогический поиск»/ сост. Харитонова Н. П., Шорник И. Л., методисты

В сборник включены  материалы по итогам заседания областной школы управленческого мастерства, в которых раскрываются  теоретические основы профессиональной компетентности руководителя среднего звена и опыт работы заместителей директоров, заведующих отделами  учреждений дополнительного образования детей и молодежи по построению и организации управленческой деятельности на основе структурно-функционального и деятельностного подходов, эффективного планирования и контроля.

5

Учреждение дополнительного образования детей и молодежи: создание системы повышения профессионального уровня педагогических кадров: сборник серии «Педагогический поиск»/ сост. Харитонова Н. П., Шорник И. Л., методисты

В сборнике представлены материалы и выступления участников заседания областной школы управленческого мастерства, раскрывающие опыт и практику работы по развитию профессионально-творческого потенциала педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи области. Содержание сборника позволяет познакомиться с разновариативными подходами и средствами управленческой и методической деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.

6

Результативность и качество образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи: материалы областной научно-практической конференции педагогов дополнительного образования/сост. Горбодей Г.В., зав. отделом, Харитонова Н. П., Шорник И. Л., методисты

В сборник включены  материалы пленарного и секционных заседаний конференции, в которых  раскрываются вопросы повышения качества и результативности образовательного процесса с позиции науки и практики,  представлен опыт работы педагогов по обеспечению нового качественного состояния региональной системы дополнительного образования детей и молодежи.