— Опять домашнего задали часа на три. А на днях вышла новая серия «Ривердейла». Я, как обычно, всё пропускаю из-за этих бесконечных уроков, — так начался обычный, и даже обыденный, разговор в беседе класса.
— Да о чём ты? Мне задали презентацию на 7 минут минимум, а мне ещё к репетитору. Почему в сутках только 24 часа?
— Народ, может свалим с последнего урока физ-ры? Плюс час к свободному времени.
Здесь уже в беседу вклиниваюсь я:
— О чём ты? Это шутка? Хочешь «хорошую» отметку в аттестат? Я и так трачу всё свободное время на уроки и подготовку к ЦТ, так ещё и исправлять отметку по физкультуре? Нет уж, я – пас!
Чтобы снять напряжение, я решила полистать ленту Вконтакте и наткнулась на очень интересную статью «Мифы образования в Беларуси». Не задумываясь, скидываю в беседу класса и начинаю читать.
— Идём по консервативному пути развития? Согласна. С шестидневной рабочей недели перешли на пятидневную, но переход произошёл во всех школах. Да, точно, мы учимся 6 дней, а в воскресенье даже отдохнуть некогда, опять домашнее делать.
На этом моё чтение прервали бесконечные уведомления в беседе.
— Статья написана правильно и по факту, но ты видела дату написания? 2015 год. Если такую проблему подняли 5 лет назад, то маловероятно, что будут изменения.
— Да, пойду лучше домашнее делать.
Настроение сразу упало, ведь нужно написать отзыв по литературе, рассказ на английском, и разобраться в экзаменационных заданиях по математике. «Если хочешь девять – делай» — железный аргумент всех педагогов. Их не волнует, что девять можно получить не только за творческие задания, а просто за знание предмета. На телефон снова пришло сообщение.
— Я тут подумала: хорошо было бы учиться в Финляндии. Говорят, там одна из лучших систем обучения в мире.
— А я в Японии, всё-таки высокоразвитое государство.
— Нет, США или Канада – вот, где стоило бы поучиться.
— Эй, мечтатели, спуститесь с небес на землю. Я вот уже задумался, что нужно было уходить после девятого.
В следующую минуту мои пальцы уже набирали запрос Google: «Самые лучшие системы образования в мире».
Тут же мне выдал топ-10 стран по образованию. На первом месте Япония, ничего удивительного. Это же передовая страна по технологиям. «Надо подробнее узнать обо всём этом», — подумала я, и уроки отошли на второй план…
Япония. Апрель месяц. Во всю цветёт сакура. Тысячи японских школьников идут в свои учебные заведения на первый урок. У всех школ своя обязательная школьная форма. У девочек ни грамма косметики, только естественная красота. Старшая школа, а это с 10 по 12 класс, платная. Вот я вместе с десятками японских девочек и мальчиков вхожу в школу. Все ребята переобуваются в сменную обувь. Но почему-то я забыла её взять (что со мной бывает частенько). Что же делать? Началась паника. В своей родной школе я бы даже не задумалась, но что делать здесь?
На помощь мне пришла девочка, у неё оказалась запасная пара обуви. От неё же я и узнала, что без сменки нельзя ходить по школе. Строго это не наказывается, но не хотелось бы оставить о себе впечатление девушки, не уважающей чужих законов и традиций. Это был первый урок, который дала мне Япония.
В классе стояла тишина. Учитель объяснял новую тему, а ученики старательно записывали. Ведь здесь очень многое зависит от тебя самого. Школа платная и специализируется на подготовке в вузы. Мне сразу выделили отдельную парту, и было очень непривычно сидеть без подружки, с которой можно пошептаться. Наконец-то прозвенел звонок и я подошла к отзывчивой девочке с вопросом: сколько стоит обучение в старшей школе? Ответ сразил наповал: около 1,5 миллиона йен за 3 года. Я не стал переводить эту цифру в белорусские рубли, и так понимая, что огромная сумма. Та же девочка поведала мне и о свободных школах. Их посещают дети, которым сложно жить в социуме и подчиняться строгим правилам обычных учебных заведений.
Проходили урок за уроком, незаметно учебный день подошёл к концу. Только я собралась уходить, как меня остановила учительница:
— Куда ты, а школу убирать?
Как оказалось, в японских школах нет уборщиц, а дети сами наводят порядок в помещениях.
Ну уж нет! Такое мне не нравится! В Беларуси такого нет и, надеюсь, не введут. Может, лучше в Финляндии учиться?
В августе финские дети переступают порог школы полные сил и энергии после каникул. « Какие просторные и оборудованные кабинеты», — первое впечатление при входе в класс. После выдачи мне бесплатных учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей, мысль о том, что система образования Финляндии – лучшая в мире, укоренилась в моём разуме.
— Что у нас первым уроком? – спрашиваю у одноклассницы.
— Экономика, — отвечает та, и с её уст это звучит так де обычно, как если бы в Беларуси сказали «физкультура».
— Урок по экономике? Но это же школа, а не вуз.
— Да, но у нас в школах дают азы в тех сферах, которые пригодятся нам в дальнейшем.
— Разумно, — говорю я, но в мыслях совершенно другое: «Я дома жалуюсь на математику, а здесь ещё экономика. Уж лучше размышлять над теоремой Пифагора».
Как бы ни было прекрасно здесь, но мне не по душе всё это. Может, во всём виноват менталитет?
Южная Корея борется с Японией за первенство в образовании. По моему мнению, здесь очень схожие порядки, но, что радует, не надо убирать школу.
Старшая школа снова платная. Да откуда у азиатов столько денег? В Беларуси мой кошелёк был бы целее. «В Корее зато такой же учебный день, как и у нас, с 8.00 до 16.00», — так радостно подумала я, не зная, что ещё предстоит. В классе стояли две пустые парты: моя и какого-то паренька.
— А что, этот парень заболел?- наивно спрашиваю я. Ведь у нас пропускают чаще всего из-за соревнований, олимпиад или по болезни.
— Нет, он больше не учится здесь, — как-то резко прозвучали слова учителя.
— Он умер, суицид, — шепнула мне девочка, сидящая позади.
До конца урока я не могла прийти в себя. У нас в школе мы только шутим на эту тему, когда слишком сложные задания или на носу контрольная работа. А здесь то и дело взгляд натыкался на пустую парту и становилось жутко.
— А почему он… того? – не утерпела я после урока.
— Не выдержал нагрузки, — абсолютно без эмоций ответил одноклассник, — так со многими бывает.
— Какой нагрузки? Школы?
— Не только, кроме школы он посещал и другие студии по подготовке в вуз, как и мы все.
— Во сколько же вы приходите домой?
— Около 11, и сразу спать.
— Да ради чего все это?- почт кричу я.
— Чтобы сдать экзамен и поступить в престижный вуз, а ради чего ещё? – удивлённо спрашивает кореец и отходит.
— Жертвовать всем ради карьеры? Нет и нет. По-моему, Корея- наглядный пример того, как исковеркали фразу Ленина: «Учиться, учиться и ещё раз учиться».
Я вздрагиваю и просыпаюсь. Даже не заметила, как уснула и проспала целый час. В браузере открыта вкладка с процентом суицида школьников в Корее.
За это время в беседе успели обсудить плюсы и минусы учебы за границей. Да, как вижу, мои дорогие одноклассники тоже не садились за уроки…
— Ребята, может, перестанем жаловаться на жизнь? В Корее вон дети по 15 часов учатся и нормально.
«Пойду я лучше рассказ по английскому писать, потрачу времени во всяком случае меньше, чем дети в Корее»,- подумала я и вышла из беседы.
Елизавета Крупенькова
учащийся объединения по интересам ”Юный корреспондент“,
руководитель Пузатко Виктория Евгеньевна