”Гуляем, танчым, спазнаём!“

Региональное своеобразие воспитательной среды позволяет сегодня формировать эффективное образовательное пространство в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодёжи и базировать обучение белорусскому народному танцу на основе преемственности поколений, уникальности природных и культурно-исторических факторов как важнейших условий развития хореографической культуры учащихся.

Ярким примером применения регионального компонента в образовательном процессе является опыт Куко Анны Николаевны, педагога дополнительного образования, руководителя образцового хореографического ансамбля ”Рамонкі“. В основе репертуара коллектива – белорусский танец, сохранившийся в десятках поколений, что подразумевает не только исполнение учащимися традиционной хореографии, но и глубокое изучение, познание и понимание связи народного танца с музыкой, песней, литературой, историей Витебщины.

Максимально эффективной формой изучения традиционной хореографии в детском коллективе стала проектно-исследовательская деятельность, в которую Анна Николаевна активно вовлекает учащихся, позволяя непосредственно стать участниками  интереснейших для них открытий в области истории народной хореографии нашего региона.

Особого внимания заслуживает творческо-исследовательский проект ”Гуляем, танчым, спазнаём!“, объединивший младший и средний возрастные составы коллектива. Работа над проектом вызвала огромный интерес у учащихся, так как в его основе – знакомство с танцевально-игровым фольклором Придвинья, который с удовольствием воспринимается, и в то же время  имеет воспитательный эффект. Коллективные народные игры знакомят детей с культурой белорусов, явлениями природы, представляют различные аспекты повседневной жизни, трудовой деятельности человека. Изучив детские игры и хороводы, некогда бытовавшие в нашей местности, участники проекта останавливают выбор на нескольких: ”Верабей“, ”Гайданка“, ”Гусачок“, ”Дрома“, ”Паясок“, ”Мельнік“, ”Дзяргач“. Движения  в них напоминают различные трудовые процессы, повадки животных, птиц, бытовую пластику человека. Благодаря игровому характеру легко преображаются в колоритные хореографические зарисовки. Учащиеся, поделённые на группы и закреплённые за каждым танцевально-игровым фрагментом, продумывают и предлагают  варианты образов, возможных рисунков, а педагог умело, тактично направляет детей в русло правильных рассуждений и замыслов. Для достижения максимальной выразительности танцевального действия руководитель ансамбля предлагает использовать и другие средства сценической культуры: музыку, драматургию, сценографию и актёрское мастерство. Так рождается коллективный творческий продукт, который представлен в виде театрализованной хореографической композиции ”Танцавальныя забаўлянкі“.

Совместная деятельность сближает учащихся и педагога, подразумевает занятие одним общим делом, в котором каждому определена своя роль и значимость. Основанная на изучении региональных народных традиций в области хореографического искусства является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания, национальной культуры детей. Способствует решению важной задачи – сделать  всё возможное для сохранения танцевального наследия нашей страны, поддерживая в детском творчестве любовь и уважение к родной культуре, формируя личностно-ценностное отношение к малой родине.


Методист отдела художественного творчества

Т.А.Малиновская