1-ая республиканская научно-методическая сессия методических служб УДОДиМ «Эффективность методической деятельности в непрерывном профессиональном образовании педагога» 30.08.2017г.

Бакановская Т.В. Оршанский район. ЦТДиМ

Школа эффективной педагогической практики как форма повышения профессиональной компетентности педагога в достижении современного качества дополнительного образования детей и молодежи

Бакановская Татьяна Владимировна, заместитель директора

Государственного учреждения дополнительного образования

«Оршанский районный центр творчества детей и молодежи»

Основным показателем профессионального мастерства педагога дополнительного образования  является качественный уровень подготовки и проведения занятия объединения по интересам.  Благоприятные условия для развития личности может создать тот педагог, который не только на высоком уровне владеет методикой преподавания образовательной области по профилю деятельности, но и эффективно использует в деятельности разнообразные методики, технологии, направленные на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода в конкретных образовательных условиях: на определенном этапе занятия, при решении конкретной задачи, в работе с конкретным контингентом учащихся. В связи с этим вопрос освоения педагогами дополнительного образования современных образовательных технологий как средства повышения эффективности занятия объединения по интересам является актуальным направлением деятельности методической службы.

Процесс обучения педагогических кадров становится более результативным, если он трансформируется в процесс взаимного обучения. Именно поэтому в Оршанском районном центре творчества детей и молодежи функционирует методическое формирование педагогических работников – школа эффективной педагогической практики. Деятельность школы направлена на изучение теоретических основ эффективного педагогического опыта, образовательных технологий, методик, применяемых в системе дополнительного образования, обновление  индивидуальной педагогической практики в вопросе совершенствования методики проведения занятий объединения по интересам; распространение и внедрение положительного опыта  в систему работы учреждения;  создание в коллективе атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Работа школы строится на принципе взаимообучения: каждый педагог на разных этапах деятельности школы выступает в роли слушателя, исследователя, практика. Педагогическим инструментарием повышения эффективности и качества организации и проведения занятий являются  образовательные  технологии,  обеспечивающие  развитие  личности  учащихся  на основе  освоения  видов  и  способов  деятельности,  приобретения  компетенций  и  опыта творческой  деятельности.  В период деятельности школы на протяжении трех лет тематическим направлением определена  технология развития творческого критического мышления. Работа по изучению и внедрению технологии в практику работы совершалась поэтапно: изучение научно-методической литературы ® формирование опыта группой педагогов-исследователей ® представление опыта группе педагогов-слушателей ® формирование собственного опыта педагогами-слушателями ® презентация результатов всеми участниками.  На этапе формирования опыта педагоги центра творчества проводили занятия с использованием методов и приемов технологии развития творческого критического мышления, осуществлялась видеосъемка занятий с последующим коллективным анализом. По итогам каждого учебного года проводились методические мероприятия:  семинар-практикум «Технология развития творческого критического мышления: условия, средства, результаты», методический практикум «Методы и приемы технологии развития творческого критического мышления в образовательном пространстве объединения по интересам», выставка – конкурс и панорама педагогического опыта «Использование методов и приемов  технологии развития творческого критического мышления  в практике работы педагога дополнительного образования»,  в рамках которых педагоги представляли свой опыт, обменивались мнениями, определяли новые перспективы профессионального взаимодействия.

На этапе презентации опыта формой подведения итогов деятельности школы за три года стала выставка-конкурс методических материалов «Методы и приемы развития творческого критического мышления в условиях учебного занятия в объединении по интересам:  практический опыт». Для участия в выставке-конкурсе педагогам предлагалось представить свой опыт работы по применению данной технологии в форме методического описания, методического комментария, памятки, методической разработки занятия. Вариативность форм представления профессионального опыта через различные виды методической продукции открыла дополнительные возможности в обучении педагогических кадров: активизация понятия методическая продукция, структурные и содержательные особенности методических материалов. Проведение выставки-конкурса показало, что методы и приемы технологии развития творческого критического мышления адаптированы к содержанию деятельности объединений по интересам различных направлений,  их применение методически обоснованно, что раскрывается в логике построения занятия определенного типа (занятие формирования знаний, умений, навыков, занятие комплексного применения знаний, занятие обобщения и систематизации знаний). Педагоги провели открытые занятия, где продемонстрировали особенности реализации методов технологии развития творческого критического мышления  (метод «Словестные ассоциации», метод «Цветовые ассоциации», метод образного видения, метод образной картины, метод придумывания; метод «Шесть шляп», синквейн, импровизация)  в условиях объединения по интересам по направлению инструментальное, поэтическое, декоративно-прикладное, изобразительное творчество.

Заключительным мероприятием школы эффективной педагогической практики стало проведение панорамы педагогического опыта «Использование методов и приемов  технологии развития творческого критического мышления  в практике работы педагога дополнительного образования». Деятельность педагогов  организовывалась таким образом, чтобы избежать пассивно-созерцательной позиции участников, что достигалось через использование методов и приемов активного взаимодействия. При организации и проведении панорамы апробирована такая форма работы как презентация методических разработок занятий. С педагогами проводилась предварительная работа по подготовке презентации опыта:  совместно разработан  алгоритм презентации, проведены собеседования. Структурно-содержательные ресурсы панорамы педагогического опыта способствовали  развитию аналитических умений, презентационных навыков, умения конструировать свои знания, обучаясь в сотрудничестве, развитию критического и творческого мышления, совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности.

В итоге деятельность  школы эффективной педагогической практики как методического формирования педагогических работников позволила добиться следующих результатов: сформирован и реализуется алгоритм изучения и внедрения образовательной технологии в практике работы педагогов дополнительного образования; освоены механизмы адаптации образовательной технологии к содержательно-организационным особенностям занятия объединения по интересам в зависимости от профиля и направления деятельности; создан электронный информационно-методический банк «Технология развития творческого критического мышления: практика и опыт», который включает научно-методические материалы, разработки занятий с использованием методов и приемов технологии развития творческого критического мышления, видеозаписи занятий.

Обучение в школе эффективной педагогической практики открыло педагогам дополнительного образования новые возможности и перспективы в достижении качества проектирования и проведения занятий в объединении по интересам.

Лапенко Л.В.ДДиМ г.Новополоцка

Проектирование модели  современного  методиста

Лапенко Любовь Васильевна, заведующий информационно-методическим

 отделомгосударственного учреждения дополнительного образования«Дворец детей и молодёжи г.Новополоцка»

От уровня профессионализма педагогов зависит качество дополнительного образования, конкурентоспособность учреждения на современном рынке дополнительных образовательных услуг. Сегодня об этом знают все. А уровень профессионализма педагогов дополнительного образования, в свою очередь, во многом зависит от системы работы с педагогическими кадрами, от той образовательной среды, которая складывается в учреждении. И прежде всего от высококвалифицированной методической службы.

Современная ситуация в дополнительном образовании требует целенаправленной ориентации методической службы на спрос, как со стороны образовательного учреждения в целом, так и на спрос личности каждого педагога. В свою очередь это предполагает повышение общей и профессиональной культуры методистов, создание условий, обеспечивающих соответствие методической работы запросам и потребностям педагогов.

Методист становится той социальной силой, которая способна оказывать влияние на профессиональные качества педагогов. В педагогической практике оказывается востребованным методист, ориентирующийся на осознание своей деятельности и её  соотнесённости с условиями, в которых эта деятельность осуществляется. Повышение  профессиональной  компетентности  методиста  —  залог  эффективной  методической  работы.

Профессиональная  компетенция  методиста  состоит  не  только  из  профессиональных  знаний  и  умений,  но  и  позиций,  убеждений,  установок  и  стремлений  реализоваться  в  профессии.  К  сожалению,  в  современной  системе  профессионального  образования  методисты для учреждений  дополнительного образования,  как  категория  педагогических  кадров,  не  подготавливаются.  Чаще  всего  методистами  становятся  вчерашние  учителя  и  педагогические работники    учреждений  дополнительного образования.  Но  даже  высококвалифицированные  педагоги  не  всегда  обладают  необходимой  компетентностью,  присущей  методисту-профессионалу,  так  как  должностные  инструкции  этих  категорий  работников  не  тождественны.

В нашем учреждении из 10 методистов только один  имеет соответствующую специальность «методист». Все остальные являются  учителями по образованию. По  этой  причине    они вынуждены  опираться  на  свой  опыт,  знания, умения  и  самостоятельно,  используя  различные  методы,  такие,  как  самоконтроль  компетентности, рефлексивная  самооценка,  моделирование  личного  профессионального  портрета,  самоорганизация,    совершенствовать  свое  методическое  мастерство.

В связи с этим у нас возникла    необходимость в проектировании «модели современного методиста». Работу методисты планируют не из собственных представлений о том, что необходимо педагогу, а исходят из затруднений  педагога, от осознанного им пробела в собственной деятельности. На основе этих затруднений методическая служба организует различные формы повышения квалификации под запросы педагогов, под проблематику, которая в настоящий момент их волнует. И тогда перед методистами встаёт задача постоянного самосовершенствования, непрерывного образования, профессионального роста. Во всех формах методической работы с педагогами создаётся единый неформальный коллектив, где все учатся у всех, где ведущими являются правила клубных отношений и нового взаимодействия. Педагогическое направление в работе методиста проявляется в умении им осуществлять методическую поддержку педагогов по осмыслению собственной деятельности, необходимости освоения и использования в работе новых педагогических технологий. Складывается ситуация, когда сам методист готовит себя к новому содержанию образования, переосмысливает свою деятельность и себя относительно тех требований, которые предъявляются к его личности.

Таким образом, возникает необходимость в организации нового корпоративного обучения.  Под корпоративным обучением мы понимаем повышение квалификации и получение новых навыков и умений методистами непосредственно в нашем  учреждении, то есть во Дворце. Целью такого корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого методиста в отдельности и всей методической службы  в целом.

Поскольку в  нашем  Дворце  работает 8 отделов, а в них методисты  по разным направлениям, то было решено  для них  организовать обучение в «Методической гостиной», целью которой — совершенствование профессионального образования методистов и освоение ими современных компетенций, т. е. формирование  методиста нового типа.

Работа «Методической гостиной»   осуществляется  с позиций:

— личностно – деятельностного подхода, когда в центре образовательного процесса находится сам методист — его мотивы, цели, ценности, его индивидуальность;

-субъектно-деятельностный подход при организации корпоративного обучения   реализуется посредством активности и самостоятельности самого методиста, его инициативности, творчества  в овладении новыми формами педагогической деятельности;

— рефлексивного подхода, на основе  которого  развиваются способности методиста к анализу, рефлексии уже совершенной деятельности и осознанию себя в этой деятельности.

Важная роль в программе  «Методической гостиной» отводится практической и самостоятельной деятельности методистов. Обязательным условием является самостоятельное создание каждым методистом нового методического продукта. Специфика программы «Методической гостиной»  состоит  в том, что она построена как совокупность блоков:

Блок 1.  Профессиональная компетентность и мобильность методиста.

Блок 2.  Рефлексивная и экспертная деятельность методиста.

Блок 3. Моделирование методической деятельности.

Блок 4. Информационно-методическое  сопровождение педагога.

Блок 5. Овладение педагогическими технологиями и методиками.

Освоение данных блоков осуществляется через игровые методы обучения, которые включают в себя элементы тренинга, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, проектные и организационно — деятельностные игры.

Занятия   с методистами  мы  строим в соответствии со структурой деятельности: цель, мотив, средства, результат, условия протекания деятельности. Всё это происходит  в процессе   совместной деятельности и общении.

Выполнение определённых правил на занятиях позволяет создать комфортную для методистов обстановку и способствует получению ими лучшего результата на игровых занятиях:

Правило1: дайте возможность методисту почувствовать свою значимость.

Правило 2: дайте возможность методисту почувствовать свою успешность, оцените его старания, желание, активность.

Правило 3: дайте возможность  методисту почувствовать веру в него, найдите способ оказать ему поддержку, включить его в деятельность.

Правило 4: старайтесь работать в зоне ближайшего развития взрослого.

Сегодня учреждениям дополнительного образования нужен новый методист, гибко мыслящий и нестандартно действующий в динамично изменяющемся поле современного образования, формирующий уникальный опыт педагога. И именно организация корпоративного обучения может стать средством формирования  модели методиста нового типа.

Литература

  1. Василевская, Е. В. Повышение профессионального уровня методиста – первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе / Е. В. Василевская // Методист. — 2011. — № 6.
  2. Маркова, Л. Н. Система организации методической работы [Электронный ресурс] / Л. Н. Маркова // Фестиваль педагогических идей: http:// festival.1september.ru.
  3. Прекина, Е.Г. Инновационная модель муниципальной методической службы/ Е.Г. Прекина // Управление современной школой. Завуч. – 2012. — № 3.

http://method.nchtdm.by/files/Metod/stager/Tema2.pdf

http://mgddm.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3041

https://multiurok.ru/files/v-pomoshch-mietodistu-dopolnitiel-nogho-obrazovani.html

Мешкова О.В.Витебский гор.ЦДОДиМ

Использование web-сайта учреждения дополнительного образования в системе непрерывного профессионального образования педагогов

Мешкова Оксана Валерьевна, методист Государственного учреждения образования «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Сегодня, как никогда ранее, непрерывное и качественное профессиональное развитие педагога становится решающим фактором его успешности. Система непрерывного образования требует создания соответствующей информационно-образовательной среды, посредством которой можно получать информацию по профессиональным вопросам. Невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом.

Методической службой отдела декоративно-прикладного творчества организуется эффективное взаимодействие педагогов в межкурсовой период. Тематика конкретных мероприятий и выбор формы проведения определяются на основании диагностики профессиональных затруднений педагогов. Взаимодействие с педагогами осуществляется очно и дистанционно. Очное взаимодействие предполагает участие педагогов в работе методического объединения и творческих групп, дистанционное — создание единого информационного пространства, в рамках которого возможно совместное обсуждение профессиональных задач, знакомство с опытом работы, обмен методическими наработками, информационными ресурсами и др. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются следующие сервисы: электронная почта, гипертекстовые среды (сайт); социальные сервисы. В течение года в отделе декоративно-прикладного творчества работает школа дистанционного обучения педагогов «Вектор», которая является структурным компонентом методического объединения педагогов отдела. В дистанционной школе обучаются 35 педагогов, что составляет 87,5% от общего количества.

Разнообразить формы методической работы позволяет использование web-сайта учреждения дополнительного образования детей и молодежи, посредством которого осуществляется  обмен актуальной информацией и позитивным опытом, распространение эффективной педагогической практики, повышение  профессиональной компетентности, оказание помощи молодым специалистам, мотивация к самообразованию и саморазвитию через создание виртуальных методических продуктов, оценка деятельности  педагогического коллектива учреждения.

Функциональный web-сайт — это планомерная, постоянная командная работа: сбор информации, дополнение и создание необходимых разделов, проведение постоянного анализа функционирования сайта. Хороший web-сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой учреждения, работая на него в любое время суток. Безусловно, это современно и престижно. Это прекрасная возможность продемонстрировать свои достижения, разместить актуальную информацию для заинтересованных лиц: родителей, педагогов, коллег из учреждений дополнительного образования детей и молодежи. На сайте можно размещать тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях, фото и видеоматериалы. (Разделы «Наши достижения», «Видеогостиная», «Виртуальная галерея», «Мероприятия»). При этом роль web-сайта, как элемента информационно-образовательной среды, из визитной карточки учреждения превращается в хранилище образовательных ресурсов: учебно-программной документации, методических и дидактических материалов,  документов, регламентирующих образовательный процесс (Раздел «Методическая копилка». Дистанционные выставки из серии «В помощь педагогу дополнительного образования»).

В методической работе мы рассматриваем web-сайт, как:

средство презентации — инструмент формирования позитивного имиджа учреждения, имиджа педагогов (Раздел «Виртуальная галерея». Дистанционные персональные выставки педагогов и учащихся «От мастерства педагогов к творчеству учащихся»);

средство организации и сопровождения образовательного процесса;

средство информации  — инструмент отражения ежедневной жизни учреждения, представление информации о достижениях учащихся и педагогического коллектива, об особенностях учреждения, истории, образовательных программах, проектах. Это  постоянный источник информации об учреждении в сети Интернет для заинтересованных лиц и  точка входа в информационное пространство для педагогов. Поэтому необходимо размещать подборку ссылок на полезные ресурсы: нормативные правовые документы, материалы научно-методического обеспечения образовательного процесса, информацию для подготовки к мероприятиям. Обязательно наличие переадресации на рекомендуемые надежные источники: сайт Министерства образования Республики Беларусь, сайт Национального центра художественного творчества детей и молодежи, Детский правовой сайт Республики Беларусь и др.

Для педагога  web-сайт — это площадка для обмена опытом, установления контактов со своими коллегами по обмену методическими материалами, готовыми занятиями и педагогическим опытом (Раздел «Объединения по интересам. Студии»).  Хорошо организованный и информационно насыщенный web-сайт учреждения является существенной поддержкой в подготовке к занятиям  (Разделы «Поделки своими руками», «Творческие качели»). В части информационного содержания структура нашего сайта включает также такие разделы: «Главная страница», «О центре», «Объединения по интересам», «Опорная методическая площадка», Ссылки на полезные ресурсы.

Web-cайт является динамично-развивающейся структурой информационного сопровождения методической работы центра. Материалы, размещенные на сайте, востребованы педагогами, регулярно  обновляются и рекламируются  на заседаниях методических объединений  педагогических работников.

Тенденции развития современного общества требуют от педагога готовности непрерывно повышать свой профессиональный уровень, осваивать новые информационные технологии, постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, быть готовым самостоятельно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Использование web-сайта представляет  для этого широкие возможности:

способствует организации и развитию  единого информационно-методического пространства;

создает условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса, своевременного информирования о методических мероприятиях в отделе, центре, накопления и систематизации дидактического, методического и информационного материала по всем направлениям образовательного процесса;

стимулирует творческую активность педагогов и оказывает помощь в повышении профессионального мастерства, повышает их интерес к активному использованию информационно-коммуникационных технологий;

формирует целостный позитивный имидж методической работы в центре.

Как показывает опыт использования сайта, он выполняет информационную, образовательную, коммуникационную, организационную функции. Он способствует  новому  уровню развития методической службы, так как является новой средой профессионального делового общения, на базе которого реализуется методическая деятельность за счет широких возможностей применения информационно-коммуникационных технологий. Пользователи сайта выделили такие его достоинства, как: рациональность затрат на поиск необходимой информации и доступность в пользовании; оперативность обновления информации и получения методической помощи, открытость для обсуждения актуальных  профессиональных вопросов и культура оформления.

Слепцова Н.П.Полоцкий район.ЦДиМ

Единая методическая тема как эффективный способ работы педагога над образовательно-методическим комплексом

Слепцова  Наталья Петровна, заведующий учебно-методическим кабинетом Государственного учреждения дополнительного образования «Полоцкий районный центр детей и молодежи»

В структуре организации методической работы важное место занимает работа над единой методической темой, которая обеспечивает участие каждого педагога в совершенствовании образовательного процесса, способствует повышению педагогического мастерства педагогов.

Учитывая уровень образовательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности педагогов, состояние учебно-материальной базы, а также особенности состава учащихся, педагогический коллектив Полоцкого районного центра детей и молодежи в течение двух  лет работал над единой методической темой «Создание образовательно-методического комплекса как средства формирования эффективной педагогической практики».

Данная тема соответствует основным приоритетам работы учреждения, концептуальным направлениям развития, предполагает принятие совместных управленческих решений в условиях инновационной деятельности, ориентированной на качественное обновление образовательного процесса.

Основными задачами работы педагогического коллектива над единой методической темой стали:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов через самообразование в рамках единой методической темы;

выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов по данной проблематике;

разработка педагогами дополнительного образования образовательно-методических комплексов программ объединений по интересам, стимулирование творческого поиска педагогического коллектива.

Работа над единой методической темой состояла из трех основных этапов:

организационно-подготовительного — проведение мониторинга профессиональных успехов и затруднений педагогов,  выявление противоречий, определение темы, рассмотрение вопросов единой методической темы на заседаниях педагогического и методического советов, планирование работы;

организационно-практического  — теоретическое исследование проблемы (работа с методической литературой и  Интернет-ресурсами,  обучение и консультирование педагогов и т.д.);

— результативно-оценочного — подведение итогов работы над темой, систематизация, обобщение и представление опыта.

Решение основных задач единой методической темы осуществлялось через работу педагогического и методического советов, школы профессионального роста педагогов «Путь к успеху» и школы начинающего методиста, деятельность творческих групп педагогов, проведение семинаров, дней педагогического мастерства.

Проведенный мониторинг профессиональных успехов и затруднений педагогов выявил, что в учреждении накоплен положительный опыт использования активных, актуальных форм, средств, методов обучения и педагогический коллектив готов к осуществлению практической деятельности по реализации методической темы.

На начальном этапе работы для педагогов дополнительного образования организован вводный обучающий семинар «Создание образовательно-методического комплекса как условие эффективной реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи»,  в рамках которого  спланированы  темы самообразования педагогов,  определена примерная структура образовательно-методических комплексов.

Отправной точкой на организационно-практическом этапе стало участие в реализации областного инновационного проекта «Создание учебно-методического комплекса как средства развития интеллектуально-творческих способностей учащихся» на базе клуба интеллектуальных игр и участие педагогов в республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку «Моё лучшее занятие».

Куратором инновационной и исследовательской деятельности в учреждении является методический совет, в ходе заседаний которого проводилась целенаправленная работа по оценке и коррекции создаваемых материалов образовательно-методических комплексов. Было определено, что в структуру комплексов должны входить: образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, учебные пособия, дидактические и методические материалы, мониторинг усвоения программы объединения по интересам и др.

Итоги систематической целенаправленной работы педагогического коллектива над единой методической темой подводились в ходе фестиваля «Дни педагогического мастерства». Программа проведения дней в отделах центра состояла из панорамы открытых занятий, мероприятий в рамках воспитательной системы «Мы – полочане», презентаций разработанных образовательно-методических комплексов, круглого стола, который позволил педагогам оценить результативность работы над единой методической темой и наметить планы на будущее. К примеру, в отделе художественного творчества и культурно-досуговой деятельности педагогами разработаны и были представлены образовательно-методические комплексы:

  • образцовой студии «Белорусская соломка» (педагог дополнительного образования Сапего А.Н.): программа студии, сборники дидактических материалов «Фантазируем сами», методические материалы «Смотры знаний, умений, практических навыков в образцовой студии «Белорусская соломка», материалы творческого проекта «Народные корни «Золотого искусства»;
  • образцовой студии эстрадного танца «Нон-стоп» (педагог дополнительного образования Овсянникова В.Э.): программа студии, методическая разработка занятия с использованием игровых технологий «Путешествие на ромашковый луг», методическое пособие «Игровой стретчинг как эффективная методика обучения и развития детей», методическое пособие по постановке танца для детей младшего и среднего школьного возраста и др.

Итогом работы педагогического коллектива над единой методической темой стала персональная выставка Центра детей и молодежи в рамках августовской конференции отдела образования, спорта и туризма Полоцкого райисполкома в 2016 году. На выставке было представлено  тринадцать образовательно-методических комплексов по художественному, эколого-биологическому, общественно-гуманитарному, техническому, туристско-краеведческому профилям  дополнительного образования детей и молодежи, разработанных педагогами дополнительного образования во взаимодействии с методической службой.

Сложившаяся система работы в Полоцком районном центре детей и молодежи над единой методической темой способствовала созданию благоприятных условий для профессионально- личностного развития педагогов и стала эффективным средством повышения качества программно-методического обеспечения образовательного процесса. Мониторинг освоения программ объединений по интересам показал, что применение в практике работы созданных педагогами образовательно-методических комплексов способствуют более активному включению учащихся в познавательную, творческую и самостоятельную образовательную деятельность,  позволяет педагогам последовательно и системно осуществлять образовательный процесс, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.

Стрельчик О.С.Витебский гор.ЦДОДиМ

Роль методической службы в повышении качества      проведения учебных занятий в объединениях по интересам

Стрельчик Ольга Сергеевна, методист

Государственного учреждения образования «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

В центре внимания деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей и молодежи, методиста – педагог дополнительного образования. Целенаправленная методическая работа с педагогами является эффективным ресурсом повышения качества обучения. Только профессионально подготовленный, высокоинтеллектуальный, активно действующий педагог, понимающий особенности развития учащихся, может и обучить – дать знания, закрепить способы действия, и воспитать всесторонне развитую, нравственно зрелую,  творческую личность обучающего.

В Витебском городском  центре дополнительного образования детей и молодёжи повышение профессионального уровня педагогов осуществляется в разнообразных формах: практико-ориентированные семинары, методические объединения, мастер-классы, консультации и др. Значимая роль в развитии профессионализма педагога дополнительного образования принадлежит  педагогическим  конкурсам. Их проведение позволяет решать целый комплекс важных для профессионального роста педагогов задач: повышать творческую активность педагогов, формировать культуру педагогического труда, популяризировать деятельность объединений по интересам. Желание и умение делиться опытом подводит педагога к самоутверждению в педагогической сфере и осознанию значимости своего труда. Представленный опыт педагога-конкурсанта является неоценимой помощью для молодых коллег и тех, кто совершенствует свою деятельность. Участие педагога (а тем более победа) в профессионально-педагогическом конкурсе повышает его рейтинг среди коллег, даёт право на материальное поощрение, обеспечивает перспективность профессионального роста и мастерства, развитие творческого потенциала.

Конкурс имеет и обучающую функцию: накопленный педагогический опыт надо обобщить, осмыслить, проанализировать, а потом и описать в категориях современной педагогики. Он заставляет размышлять и искать ответы на вопросы: какие профессиональные ценности являются для образовательного сообщества приоритетными, как строятся отношения педагога с учащимися, как осуществляется личностно-ориентированный подход. Все это нацеливает конкурсанта на самостоятельное повышение профессионального уровня через изучение педагогической литературы и обращение к методической службе. А это ещё одна ступенька в саморазвитии и самосовершенствовании педагога.

Учитывая тот факт, что педагоги дополнительного образования, даже опытные и успешные, не всегда готовы к публичному предъявлению своего опыта, важно поддержать результативный педагогический опыт, создать условия для продвижения того лучшего, что  создано и достойно для применения другими педагогами. Эффективным средством  в данном отношении стали  разноплановые конкурсные мероприятия. Одним из них является конкурс на лучшее открытое учебное занятие, который направлен на развитие профессионально-творческого потенциала педагогов дополнительного образования, создание условий для обмена и распространения результативного опыта работы, формирование  важнейшего качества профессиональной компетентности педагога – умение смоделировать и провести интересное для учащихся и в то же время качественное с точки зрения дидактики занятие.

Открытое занятие – это яркое событие в жизни коллектива объединения по интересам, демонстрирующее профессионализм педагога, умения и навыки учащихся, эмоциональный фон взаимоотношений обучающихся и педагога. Творческой группой педагогов отдела культурно-досуговой деятельности и массовых форм работы было разработано Положение о конкурсе на лучшее открытое учебное занятие, рассмотренное на методическом объединении и утвержденное директором центра.  Конкурс призван: активизировать и стимулировать работу педагогов дополнительного образования  объединений по интересам и студий по совершенствованию традиционных и внедрению инновационных форм и методов организации и проведения занятий; выявить и распространить педагогические идеи, творческие инициативы, актуальный педагогический опыт; способствовать профессиональному становлению начинающих педагогов.

В помощь педагогам были разработаны памятка по организации и проведению открытого занятия в объединении по интересам и  критерии оценки качества проведенного  занятия, организована  работа информационно-консультационного  пункта.  В качестве критериев оценки избраны:  четкая постановка и реализация целей и задач занятия; соответствие формы и содержания занятия, методов работы поставленным целям и задачам, возрастным психофизическим особенностям учащихся; взаимодействие и взаимоотношения педагога с учащимися; новизна предлагаемого учебного материала, форм и приемов для развития личности учащегося; разнообразие видов педагогической деятельности, организация педагогом самостоятельной работы учащихся; активность, активность учащихся на различных этапах занятия; методическое и техническое обеспечение занятия. В состав жюри конкурса вошли  представители администрации, профсоюзного комитета, заведующий учебно-методическим кабинетом, методисты и  педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории. Доброжелательность и внимание жюри к каждому конкурсанту стимулировало его самосовершенствование, при этом эмоционально поддерживало педагога, вселяло чувство уверенности в собственные силы.

В конкурсе приняли участие  педагоги дополнительного образования отдела культурно-досуговой деятельности и массовых форм работы. Были проведены открытые занятия в студии спортивного танца «Аэлита», коллективе народного танца «Задоринки», студии хореографии «Ренессанс», мастерской моды «Дебют», шоу-театрах «Карамельки», «Сценическое мастерство», вокальных коллективах «Мечта», «Калейдоскоп» и других объединений по интересам. Как отметили члены  жюри конкурса, содержание занятий нацелено на развитие интеллектуального, познавательного и творческого потенциала обучающихся через активизацию их самостоятельной и практической деятельности, построение индивидуальной траектории развития, создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Значительное внимание в проведении занятий уделялось внедрению деятельностного подхода в обучении, основанного на включении учащихся в процесс активного освоения и усвоения системы знаний и совершенствования умений и навыков, формировании способностей к саморазвитию личности обучающегося. С этой целью применялись активные и интерактивные методы и приемы обучения, элементы современных педагогических технологий (проектной деятельности, развития критического мышления, проблемного обучения, рефлексии, игровые технологии и др.), осуществлялось обеспечение мотивации к обучению через создание благоприятной атмосферы,  стимулирование творчества, активизацию деятельности.

Конкурс продемонстрировал  вариативность моделей построения учебных занятий, разнообразие применяемых педагогических и информационных технологий, форм и методов обучения, развитие инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности.

Участие в конкурсе стало для педагогов очередным шагом на пути профессионального роста, позволило в полной мере показать уровень развития собственной педагогической компетентности. Конкурс также стал средством создания творческого микроклимата в коллективе, осознания педагогами значимости вклада каждого из них в успешную работу всего коллектива, а методической службе  позволил провести мониторинг эффективности педагогической деятельности, качества оказания методической поддержки каждому педагогу, определить перспективные линии в повышении профессионального мастерства педагогических работников и совершенствовании методического обеспечения образовательного процесса в объединениях по интересам.

Харитонова Н.П.Витебский обл.ДДиМ

Стажерская площадка как фактор профессионального становления и развития методиста учреждения дополнительного образования детей и молодежи

Харитонова Наталья Петровна, методист

Государственного учреждения дополнительного образования

«Витебский областной дворец детей и молодежи»

На современном этапе невозможно представить образовательную систему, которая динамично развивается, без методической службы, создающей условия для этого развития. В системе дополнительного образования детей и молодежи методические службы выступают сегодня как центры научно-методического сопровождения процессов развития  дополнительного образования и  инновационной деятельности педагогических работников. В то же время эффективность и качество научно-методического обеспечения непосредственно зависит от профессиональной компетентности методических кадров. Методист сегодня — это конкурентноспособный специалист — профессионал, органично сочетающий в себе фундаментальную и практическую подготовку, компетентностное владение традиционными и новыми функциями, вносящий в повседневную педагогическую практику новые, эффективные средства, приемы, методы.

Каждый год в учреждения дополнительного образования детей и молодежи области приходят новые методические кадры.  В современных условиях к профессиональному уровню молодого специалиста предъявляются новые требования. Особое значение приобретает профессиональная мобильность, способность адаптироваться к социальным переменам, быть конкурентноспособным, готовым к постоянному обновлению, решению задач инновационной деятельности. Данное положение актуализирует проблему профессионального становления и повышения мастерства начинающих методистов, которые испытывают различные затруднения при организации собственной деятельности.

Для удовлетворения потребностей начинающих методистов в непрерывном профессиональном образовании, оказания им помощи в овладении и внедрении  в практику работы современных подходов и технологий методической деятельности, адаптации в сфере методической деятельности организована работа областной стажерской площадки «Профессиональное становление методиста учреждения дополнительного образования детей и молодежи».  Предложенная форма оказалась востребованной: за последние три года в ее работе приняли участие 45 методистов 15 УДОДиМ области. Базой для стажерской площадки стали Витебский областной дворец детей и молодежи и Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодежи.

Основой деятельности с начинающими методистами является личностно-ориентированный подход к развитию их профессионализма, который предполагает формирование мотивации методистов к саморазвитию, прогнозирование развития личностных успехов в сфере профессиональной деятельности, самооценку и  самоанализ деятельности при планировании профессионального продвижения. Содержание программы стажерской площадки включает ценностно-ориентационный, теоретико-методологический и операционно-деятельностный компоненты, реализуемые на основе проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения.

В течение года обычно проводится четыре заседания стажерской площадки: инструктивно-методические сборы «Профессиональная  деятельность методиста   учреждения дополнительного    образования   детей и молодежи: сущность, функции, содержание», педагогическая мастерская «Издательская деятельность методиста: проблема результата и качества», методическая гостиная «Система деятельности методической службы в обеспечении непрерывного профессионального образования педагогических работников», практико-методическая лаборатория «Инновационная и исследовательская деятельность как фактор развития дополнительного образования детей и молодежи». В рамках их проведения используются  преимущественно презентационные, активные и интерактивные формы и методы: мастер-классы, творческие мастерские, панорамы опыта, деловые и организационно-деятельностные  игры, открытые диалоги, аналитические практикумы, часы профессионального общения и коллективного творческого поиска и др. Тематика заседаний носит циклический характер, но каждый год в содержание рассматриваемых тем вносятся изменения в соответствии с результатами входной диагностики, запросами управленческих и методических кадров, достижениями педагогической науки и практики.

Само заседание стажерской площадки состоит из   нескольких этапов: диагностического — выявление профессиональных потребностей методистов на основе карты самооценки профессиональных компетенций в организации методической деятельности; презентационного — представление современного эффективного методического опыта по заявленной проблеме, практического — совершенствование и развитие способов и приемов профессиональной деятельности, рефлексивного — оценка и самооценка состоявшегося    взаимодействия, определение перспектив развития рассмотренной темы в практике работы методистов в регионах области, проектирование условий профессионального саморазвития.

Областная стажерская площадка стала эффективной формой распространения и продвижения продуктивного опыта методической деятельности. Широко используется потенциал методистов высшей квалификационной категории, участников областной научно-методической лаборатории «Поиск», победителей областного конкурса профессионального мастерства  «Методист года» в презентации профессионального опыта; ведущих  методических служб области — в трансляции опыта работы по моделированию, построению и развитию  методических систем; учреждений дополнительного образования детей и молодежи,  реализующих  инновационные и творческие исследовательские проекты, — в демонстрации  инновационного опыта.

На каждом заседании стажерской  площадки проводится занятие с элементами тренинга, работают информационно-консультационные пункты и  коммуникативные площадки по актуальным профессиональным проблемам, используются информационно-коммуникационные технологии. Для удовлетворения образовательных запросов методистов организуется работа разноплановых временных выставок научно-методических материалов и педагогического опыта: выставки-презентации опыта методической деятельности, персональные выставки методической продукции, выставки-портфолио методического обеспечения профессионального роста педагогических кадров, выставки-консультации по организации инновационной деятельности и сетевого  взаимодействия методических служб области.

В период между заседаниями осуществляется методическая поддержка участников стажерской площадки в соответствии с индивидуальной траекторией профессионального развития. Созданию условий для  формирования и развития профессиональной компетентности начинающих методистов и потребностей в непрерывном самообразовании и саморазвитии способствует активное включение их в систему областных обучающих мероприятий, конкурсов, выставок, фестивалей.

В рамках заключительного занятия стажерской площадки проводится итоговая диагностика по выявлению результативности обучения, представляются творческие работы методистов «Методическая сфера деятельности: поиск, опыт, творчество» через панораму инновационных практик и презентацию разработанной методической продукции. Эффективность работы областной стажерской площадки оценивается по данным анкетирования и опроса методистов и управленческих кадров, ежегодного мониторинга состояния методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. По мнению участников работа стажерской площадки способствует расширению знаний о специфике, предназначении и технологии методической деятельности в системе дополнительного образования, приобретению и развитию аналитических, проектировочных и прогностических умений, адаптации к современным условиям работы, позволяет пополнить методический инструментарий новыми идеями и подходами, использовать современный опыт методических служб в практической деятельности. Одним из показателей результативности стало активное участие начинающих методистов в XVI и XVII республиканских выставках научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи и позитивная оценка представленных ими материалов (9 дипломов   Министерства образования Республики Беларусь и 5 — Национального центра художественного творчества детей и молодежи).

Стажерская площадка сегодня — это возможность формирования методической культуры и собственного профессионального стиля, форма передачи и усвоения способов методической деятельности, диссеминации эффективного опыта методических  служб, ориентированных на развитие дополнительного образования детей и молодежи и представление качественных образовательных услуг.