Ситуация успеха как условие формирования успешного образовательного пространства на занятиях объединения по интересам
Лестница успеха

«Лестница успеха» как рефлексивный метод оценки успешности и продуктивности учебного занятия
Харитонова Н.П.., методист отдела
организационно-методической работы
Обеспечение успешности в обучении и личностном развитии учащихся является необходимым условием достижения качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Занятия в объединении по интересам должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого обучающегося, а через успех – к их самосовершенствованию, самовыражению, саморазвитию.
Ситуация успеха становится фактором воспитания такого отношения к обучению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в образовательном процессе, служит инструментом стимулирования и мотивации их к интенсивной образовательной, познавательной и творческой деятельности. Поэтому педагогу важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в коллективе в течение учебного занятия, насколько комфортно чувствует себя и насколько успешно оценивает свои достижения каждый обучающийся. Этому способствует проведение рефлексии.
Рефлексия – процесс и результат самоанализа и самооценки субъектом своей деятельности и взаимодействия, фиксирование изменений своего состояния и определение причин этих изменений. Проведение рефлексии способствует включению каждого учащегося в подведение итогов и анализ конкретного занятия, оценку успешности участия в нем, позволяет педагогу определить уровень освоения содержания темы, выявить и решить имеющиеся трудности, проанализировать и оценить достижения обучающихся.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа учебного занятия. Наиболее распространенная – по цели проведения.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Примеры приемов и методов: «Смайлики», «Цветные фигуры», «Прогноз погоды», «Острова», «Калейдоскоп» и др.
- Рефлексия деятельности. Помогает учащимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать и осознать свою деятельность и активность на занятии. Примеры: «Рефлексивная мишень», «Я в круге», «Гора достижений», «Пять пальцев», «Чемодан. Кастрюля. Корзина» и др.
- Рефлексия содержания учебного материала. Дает возможность обучающимся осознать содержание изученного материала, оценить уровень приобретенных знаний и умений, обсудить то, что узнали и как работали. Примеры: «Плюс – минус – интересно», «Синквейн», «Конверты», «Три М», «Звездопад» и др.
При выборе тех или иных форм и методов рефлексииследует учитывать: тип учебного занятия, поставленную цель, тему и форму проведения, возрастные особенности учащихся.
Универсальным методом, который можно использовать на любом этапе учебного занятия в проведении рефлексии настроения и эмоционального состояния, оценки деятельности и успешности освоения содержания материала, является «Лестница успеха».
Шкала представляет собой рисунок — схематично изображенную лестницу, каждая из ступеней которой имеет свое обозначение, соответствует определенному уровню достижений. На рисунке отмечаются индивидуальный или коллективный «рост», прохождение этапов занятия, продвижение в результатах деятельности.
Лестница успеха может быть как общей для всего занятия, так и отдельной для каждого его этапа (например, выявление имеющихся знаний по изучаемой теме, освоение нового материала, выполнение самостоятельной работы, работа в группе и т.д.).
Количество ступеней лестницы вариативно и зависит от возраста учащихся, особенностей занятия, поставленной цели. Минимальное количество — 3 ступени. Они могут быть подписаны, проиллюстрированы или пронумерованы, а могут вообще не сопровождаться дополнительными символами или пояснениями.
Примерные подписи для лестницы успеха (по восходящей слева направо):
- 3 ступени: ничего не понял, остались вопросы, всё понял;
я доволен своей работой, не совсем доволен, я недоволен, потому что…
- 4 ступени: нуждаюсь в помощи, нужно повторить, практически всё понял, уверен в знаниях;
я научился…, было интересно…, было трудно…, теперь я могу….
- 5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого;
я испытывал трудности…, у меня получилось…, во время занятия я приобрел…, мне особенно понравилось…, мне хотелось бы еще спросить…
Варианты подписей с продолжением: Сегодня я узнал… Я научился… Больше всего мне понравилось… Мне не понравилось… Было интересно… Было трудно… Я смог …. Я приобрел… Я понял, что… Самым полезным для меня было…
Лестницу успеха можно нарисовать на доске, листе ватмана, показать на слайде, интерактивной доске, отобразить на карточках раздаточного материала для каждого обучающегося. Учащиеся с помощью записей или символических изображений отмечают ту ступень лестницы, на которой они находятся. Затем проходит обсуждение достигнутых успехов на занятии, возникших трудностей и возможных путей их преодоления, общее эмоциональное состояние коллектива.
Вариативность оформления и содержательного наполнения «лестницы успеха» представлены в мультимедийной презентации.
Лестница успеха — варианты оформления
Игры для развития коммуникативных навыков
